Клетка! Для кого?
| |
Adam | Дата: Вторник, 27.Сен.2011, 02:15 | Сообщение # 1 |
Старейшина
Группа: Администраторы
Сообщений: 1591
Статус: Offline
| Каркас безопасности: клетка для водителя. Часть 1
Среди украинских «уличных гонщиков» новое поветрие – устанавливать в обычные «гражданские» машины спортивные каркасы безопасности.
Ход мысли прямолинеен, как тяга Панара: если тяжелейшие аварии в гонках чемпионата мира по ралли заканчиваются для экипажей, как правило, легким испугом, то и рисковому стритрейсеру вваренная в салон «клетка» несомненно поможет. Что это – реальная забота о безопасности или просто дань моде? С помощью экспертов из двух украинских гоночных ателье, «Evo Racing» (Днепропетровск) и «Sportcar» (Одесса), мы сделали попытку разобраться, чем хороша и чем плоха клетка для водителя.
Библия для сварщика
Что такое «каркас» или «клетка безопасности»? Это замкнутая конструкция из металлических труб, которые особым образом размещены и закреплены в кузове боевого автомобиля. В принципе, все каркасы можно разделить на две группы по типу их крепления к кузову – болтовые и сварные. Болтовые каркасы доживают свой век: сегодня их использование запрещено в большинстве гоночных серий, проходящих по эгидой Автомобильной Федерации Украины. Даже спортсмены-дрифтеры, чья дисциплина больше напоминает эффектное шоу, нежели автомобильный спорт, постепенно отказываются от болтовых каркасов в пользу более прочных и безопасных сварных.
Каркас безопасности может быть серийным или «индивидуальным». В первом случае речь идет о конструкциях, которые изначально прописаны в омологационной карте конкретной модели (если омологация на данный автомобиль вообще когда-либо оформлялась). Начиная с 50-х годов прошлого века, когда FIA ввела понятие омологации, любой спортивный автомобиль имеет четкое описание всех ключевых узлов – в том числе, и каркаса. Омологационная документация позволяет крупным «гоночным» фирмам (таким, как, например, Sparco или OMP) выпускать стандартные кит-комплекты – омологированные наборы труб, готовые к установке на конкретную машину.
Если же появилось желание установить каркас безопасности в автомобиль, у которого никогда не было омологации (к примеру, в Таврию или Славуту), то единственной «библией» для изготовителя и установщика каркаса безопасности становится хорошо известное в спортивной среде Приложение Джей (Appendix J) к техническому регламенту FIA. Данный документ исчерпывающим образом оговаривает все нюансы «каркасостроения» – параметры стали, из которой должны быть изготовлены трубы, их диаметр, конфигурацию, количество, варианты крепления и так далее. Причем терминов «боевой каркас», «тренировочный каркас» или «любительский какас» не существует – Приложение Джей не дает поблажек никому. Важно и то, что этот документ является универсальным руководством для всех дисциплин автомобильного спорта. Соответственно, изготовленный в соответствии с этими требованиями каркас подходит для любого автомобиля и для любого соревнования – вне зависимости от регламента, количества членов экипажа и типа покрытия, на котором проводится гонка.
Формулировки, содержащиеся в Приложении Джей, меняются достаточно часто (до двух раз в год), поскольку работа по повышению пассивной безопасности спортсменов ведется Федерацией непрерывно. Специальные комитеты FIA систематически изучают все аварии, произошедшие в гонках всех дисциплин, и на основании полученных данных вводят новые требования к конструкциям всех систем безопасности – в том числе применительно к каркасам. Поэтому каркас безопасности, построенный и установленный согласно самым свежим требованиям Приложения Джей, априори будет надежнее и безопаснее, чем стандартный каркас, прописанный в карте омологации данного автомобиля в момент его рождения.
«Гражданка» – не поле боя
Главная задача каркаса – обеспечить безопасность водителя (или экипажа) при ударе автомобиля о препятствие, опрокидывании или в случае столкновении с другим автомобилем. С этой целью, согласно последним требованиям FIA, четыре угловые точки крепления каркаса непременно должны быть «завязаны» на верхние точки крепления подвески («стаканы»). Выходит, что теперь каркас становится уже не просто вваренной в салон автомобиля клеткой, но и важным несущим элементом кузова, существенно повышающим его жесткость. Как следствие, помимо своей основной функции (обеспечивать защиту) каркас начинает выполнять и другие задачи – улучшает управляемость автомобиля и его устойчивость в поворотах. Не об этом ли мечтают горячие головы, с которых мы начали свой рассказ?
К сожалению, в эйфории «улучшайзинга» гонщики-энтузиасты напрочь забывают о других мерах безопасности. Ведь то, что хорошо на перекрытой для движения трассе, совершенно недопустимо использовать на дорогах общего пользования.
Во-первых, жесткая пространственная клетка превращает «закаркашенный» автомобиль в смертельный снаряд для других участников движения: в случае столкновении с таким болидом кузов «обычной» машины деформируется сильнее, а ее пассажиры подвергаются смертельной опасности. Во-вторых, профессиональные гонщики перед стартом как можно более плотно затягивают ремни безопасности и в обязательном порядке надевают шлем. Без выполнения этих простых условий каркас безопасности из лучшего друга водителя превращается в злейшего врага: достаточно резкого маневра, «подлета» на кочке с последующим жестким приземлением – и голове беспечного ездока обеспечен жесткий контакт со стальной трубой. А уж в случае более-менее серьезной аварии риск фатальных повреждений головы повышается многократно.
Трудно поверить в то, что найдутся желающие ездить по городским улицам в раллийном шлеме: неудобно, жарко, ухудшается обзорность, с попутчиком не поговоришь да и музыку не послушаешь. А от модных прорезиненных накладок на трубах каркаса, которые призваны смягчить удар, пользы не больше, чем от подгузника во время наводнения. Более того, печальные аварии наглядно доказывают тот факт, что даже шлем не является гарантированным страховым полисом: в случае серьезной аварии риск получить травму головы от удара о каркас безопасности крайне велик. Поэтому профессиональные гонщики едины во мнении, что установка каркаса в разъездной автомобиль идет вразрез со всеми представлениями о безопасности – как для владельца данной машины, так и для окружающих.
Продолжение следует
Источник
Кто хочет, ищет возможности Кто не хочет, ищет причины
|
|
| |
Adam | Дата: Суббота, 15.Окт.2011, 16:53 | Сообщение # 2 |
Старейшина
Группа: Администраторы
Сообщений: 1591
Статус: Offline
| Часть 2
Если стоит задача построить спорткар для участия в каких-либо официальных соревнованиях, то у желающего «закаркасить» свой автомобиль есть масса вариантов.
Варианты эти простираются от покупки готового «серийного» каркаса до собственноручного изготовления «клетки» чуть ли не «на коленке». Как водится, последний вариант при кажущейся дешевизне имеет ряд существенных недостатков – и чтобы учесть все нюансы, необходимо понять механизм постройки спортивного автомобиля.
Экономь, но осторожно
Все начинается «с бумаги». Перво-наперво гонщик (или нанятый инженер) должен составить так называемое «техническое описание» машины. Оно должно включать в себя общие параметры будущей конструкции: на базе какого серийного автомобиля будет построен спорткар, а также какие узлы и агрегаты планируется в него установить. Естественно, важнейшее место в этом перечне займет каркас безопасности: нужно заранее указать, где и кем будет произведен этот каркас, а также где и кем он будет установлен.
Когда описание составлено, оно попадает в технический комитет ФАУ, который уполномочен одобрить постройку данной машины или запретить ее (других «разрешительных» органов нет). Намерение оснастить машину каркасом безопасности, изготовленным самостоятельно, вызовет пристальное внимание как технического комитета, так и комитета безопасности – как минимум, придется убедить профильные комитеты в квалификации сварщика, собирающегося изготовить и установить каркас согласно требованиям уже упоминавшегося Приложения Джей.
Если одобрение профильных комитетов ФАУ получено, можно браться за дело. Ищем трубы нужного диаметра, сделанные из подходящей стали достаточной прочности: режем их, гнем и ввариваем в заранее подготовленный кузов. После постройки машины нужно пройти процедуру сертификации ФАУ: эксперты должны удостовериться, что ваш спортивный снаряд соответствует всем требованиям безопасности. Но даже сертификат не является панацеей на будущее: велика вероятность того, что на каждой гонке придирчивые технические комиссары изрядно потреплют вам нервы, тщательно просматривая все сварочные швы и точки крепления каркаса.
И, наконец, самое главное: изготовленный «самопалом» каркас безопасности –как бы качественно он ни был установлен – годится разве что для участия в национальных соревнованиях, проводимых под эгидой ФАУ. Почему?
Для участия в международном соревновании соответствующую омологацию должен иметь не только сам автомобиль, но и все, что в нем находится, включая амуницию каждого члена экипажа – вплоть до белья и носков. Это касается и каркаса безопасности, причем сертифицированным должен быть и его установщик – ателье, имеющее соответствующую квалификацию, подтвержденную FIA. До недавнего времени таких сертифицированных установщиков во всей Украине было два – киевское ателье AT-Rally и днепропетровское Evo Racing. Если внимательно посмотреть на автомобили, построенные в Украине и стартующие на международном уровне, то окажется, что все каркасы в них установлены кем-то из этой пары. Так, каркасы на машинах Александра Салюка, Алексея Тамразова, Игоря Чаповского были установлены в AT-Rally, а вот автомобили Валерия Разумовского, Юрия Шаповалова, Тараса Кравченко, Виталия Пушкаря, Юрия Кочмара в разное время были «закаркашены» в команде МСК, которая пару лет назад трансформировалась в ателье Evo Racing.
Впрочем, рынок не стоит на месте, и постепенно число сертифицированных установщиков каркасов безопасности будет расти. Не так давно в этот процесс подключилась киевская «конюшня» Ascania Racing – c 2011 года во все новые автомобили, построенные командой, каркасы устанавливаются командой самостоятельно. Кроме того, по имеющейся у нас информации, соответствующую международную сертификацию на установку каркасов планирует получить одесское ателье Sportcar.
Один из четырех
Итак, для желающих самостоятельно построить раллийный автомобиль есть несколько вариантов.
Первый – изготовить и установить каркас безопасности самостоятельно, руководствуясь техническими документами FIA (Приложением Джей). Это наименее затратный вариант (фактически, все зависит от того, почем вы сможете купить расходные материалы), но он потребует массы усилий – как по соблюдению многочисленных требований, так и по формализации процесса. Подходит тем, кто, не имея серьезного бюджета, намерен попробовать свои силы в национальных классах украинского ралли.
Второй – заказать изготовление и установку каркаса в одном из многочисленных ателье, не имеющих международной сертификации. Такие ателье есть в Одессе, Харькове, Киеве и Днепропетровске. Данный подход обойдется чуть дороже (c учетом работ и материалов цены «начинаются» от $1000), но он существенно уменьшает головную боль и дает гарантии качества. Минус очевиден: автомобиль можно будет использовать только в соревнованиях, проходящих на территории Украины.
Третий вариант – приобрести фирменный омологированный каркас и установить его самостоятельно. Это еще дороже (один лишь каркас обойдется примерно в $1500), зато в дальнейшем претензий к самой конструкции у технических комиссаров возникать не должно. Минус тот же: дорога на международные соревнования для вашего автомобиля закрыта. Пожалуй, это оптимальный вариант для тех, кто планирует стартовать, например, в классе N4-стандарт – ведь автомобили этого класса в любом случае не могут иметь международной омологации.
А самый верный и дорогостоящий путь – доверить установку фирменного каркаса специалистам, имеющим соответствующую международную сертификацию. Ценовой разбег широк – от «дорого» до «очень дорого»: все зависит от типа и модели выбранного каркаса. Однако плюсы налицо: омологированный каркас, установленный сертифицированным ателье, будет не только выполнять свои «прямые обязанности», но и гарантированно избавит владельца от проблем при прохождении техкома на международном соревновании любого уровня. Это единственный приемлемый вариант для каждого, кто ставит перед собой действительно высокие цели.
Источник
Кто хочет, ищет возможности Кто не хочет, ищет причины
|
|
| |
laran9 | Дата: Вторник, 29.Ноя.2016, 15:37 | Сообщение # 3 |
Новичок
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Статус: Offline
| главное желание и усилия, и все можно освоить.
|
|
| |
Adam | Дата: Понедельник, 05.Июн.2017, 22:07 | Сообщение # 4 |
Старейшина
Группа: Администраторы
Сообщений: 1591
Статус: Offline
| Согласен
Кто хочет, ищет возможности Кто не хочет, ищет причины
|
|
| |
|