Второй этап чемпионата Украины, прошедший в Херсоне, вызвал массу самых различных отзывов и комментариев. Однако же любая из сторон, вовлеченных в процесс, вряд ли может быть полностью объективной – ведь каждый, так или иначе, преследует свои собственные цели и задачи. В этой связи огромнейший интерес представляет мнение независимого эксперта, каковым с полным правом может называться Леонид Васильевич Косянчук – пятикратный чемпион Украины по ралли, автогонщик с 30-летним стажем. Итак, слово эксперту:
«Сперва хочу сказать, что гонка в Херсоне вообще получилась весьма показательной с точки зрения и организации, и пилотирования, и, если хотите, вопросов тактики, – говорит Леонид Косянчук. – Началось все с самого первого СУ: к моему (и не только) удивлению, впервые была применена практика «перезаездов». За мое более чем 30-летнее пребывание в пелотоне и за ним, это, пожалуй, первый случай. О европейской или мировой практике я вообще не говорю…
Не секрет, что морально-психологический климат в экипаже и собранность пилотов в ралли играет далеко не последнюю роль. Не думаю, что отсутствие дублирующего хронометража и последовавшие за этим действия судейства, способствовали нормальному гоночному процессу. Первой и явной «жертвой» этого судейского «тюнинга» стал экипаж Ю. Шаповалов/К. Несвит: в перезаезде случилась проблема с КПП и из борьбы в абсолюте автоматически выбыл очень быстрый экипаж.
В результате СУ был все-таки заменен свободным проездом, что и следовало бы сделать с самого начала, раз уж не удосужились приобрести пару механических (дублирующих) секундомеров. Хотя, если честно, не для того участники преодолели сотни километров пути и заплатили около 4 тыс. грн стартовых взносов, чтобы в свободном режиме «покататься» на «параллельке» из-за отсутствия копеечных секундомеров на старте/финише. Да, безусловно, нельзя предусмотреть абсолютно все, но такой «ляп», тем более такому мэтру ралли, как О. А. Петрищев, просто непростителен. Это все равно, что явиться на Венский бал в безукоризненном смокинге с шикарной дамой, но при этом предстать перед изысканной публикой с расстегнутой ширинкой… Пассаж, однако!
Достаточно спорно, как по мне, и наличие длительного перерыва между секциями. Безусловно, однодневный формат самой гонки весьма интересен, но только при наличии соответствующих возможностей у организатора. Имеется в виду достаточное количество технических средств и судейских бригад старта/финиша СУ. Переезд судей с аппаратурой контроля времени из Херсона в район Тягинки, равно, как и пляжный «релакс» участников гонки, не пошел на пользу ни одуревшим от жары зрителям, ни взмыленным судьям, ни размякшим (или размокшим в днепровской воде) пилотам.
Как бы там ни было, а динамичного формата, о котором говорил в своем интервью В. Горбань, явно не получилось. Зато выше всяких похвал были сама трасса и места под сервис. Это значительный шаг вперед, если вспомнить ранние этапы «Чумацкого шляха».
Что же касается досадных моментов в гонке, то их тоже было вдоволь: здесь и вылет А. Салюка/П. Черепина, и «кульбиты» В. Кондратенко/Д. Дейнеко, и плохо защелкнутая фишка датчика коленвала у А.Фельдмана/А.Горбика… Кстати, о досадном «вылете» экипажа А. Салюк/П. Черепин. Предпосылок для этого было более, чем достаточно, устанешь «пальцы загибать»: частые смены штурманов при «заточке» пилота исключительно на победу, «дыхание в затылок» экипажа В. Горбань/Е. Леонов (отрыв составлял всего 8 сек), предстартовый «релакс» с водными процедурами и т.д. Впрочем, вина, ложится, безусловно, только на пилота. Гонка, по-хорошему, только началась, так что нужно было дать время «вкатиться» и штурману, и себе, а уж потом, почувствовав взаимопонимание и «поймав кураж», открывать заслонку на полную.
Самое плохое при этом то, что Салюку не удалось как следует «обкатать» нового штурмана на последующем 30-километровом СУ, который, с точки зрения штурманской работы, стоит некоторых полноценных этапов. Остается надеяться, что экипаж из этого урока сделает для себя правильные выводы. Во всяком случае, мотивация победы на последующих этапах для них теперь существенно возросла, равно как и у экипажа В. Горбань/Е. Леонов, возглавившего на сегодня турнирную таблицу.
Но, все это, как говорится, «входит в наше меню». Чего не скажешь о пресловутой «срезке». На риторический вопрос Игоря Чаповского «… это ралли или квест?» я бы ответил словами «патриарха» советского ралли Э. Сингуринди, что «ралли – это соревнование по спортивному ориентированию в автомобиле на регулярность движения, с элементами скоростного маневрирования и состязаний на скорость прохождения специальных отрезков». Так что это своего рода и «квест», если хотите. Для того и существует дорожная книга (легенда) с указанием точек обязательного прохождения и контролем времени КВ (а в прошлом – еще и с внезапным контролем времени ВКВ). Непрохождение даже одной контрольной точки дорожной книги классифицируется, как езда не по легенде, за которое, как правило, следует исключение экипажа из гонки.
И на эти «грабли» хотя бы раз в своей гоночной карьере наступает каждый экипаж, в том числе и мы с А. П. Салюком. Был у нас и такой пренеприятнейший момент, причем на том же «Чумацком шляхе» лет 10 назад. С тех пор ознакомление с трассой СУ, даже на хорошо знакомой нам трассе, мы проводили с максимальной тщательностью.
Перед ознакомлением с этим СУ все экипажи хорошо знали, что в конфигурацию участка были внесены существенные изменения и, следовательно, нужно было при первом проезде более внимательно сверять дорогу с легендой. Я далек от мысли, что эта «срезка» была совершенна умышленно, тем более, что в легенде там был обозначен маркер. Была допущена элементарная небрежность при ознакомлении, как мне кажется. Так же, очевидно, решили и члены КСК, заменившие снятие экипажей временным штрафом. И организатор вовсе не был обязан оконтурить топографически сложные участки какими-либо указателями или ограничительными лентами перед ознакомлением.
Это же все-таки этап ЧУ, а не любительские «покатушки» для «чайников». В гонке же, к слову сказать, ограничительная лента там была. Правда, впоследствии она оказалась на крыше одного из экипажей, но это уже вопрос не к организатору, мне кажется. К организатору возникают другие вопросы: о качестве того же хронометража на этом СУ. Та минута, которую «списали» с результата экипажа А. Кикирешко/Е. Леонова на СУ6 (из-за чего их тоже зачислили их в отряд «резальщиков»), на совести хронометража. Сравнение их скоростной стенограммы с записью in-car это полностью подтверждает. Да и не могла та срезка в 700 метров дать 1 минуту выигрыша, даже если элементарно посчитать среднюю скорость на этом СУ.
Теперь о ситуации с безопасностью на СУ «Берег». Я не изучал специально план безопасности, но не думаю, чтобы там было предписано наличие маршалов в каждом проблемном повороте. Как мне кажется, достаточно отслеживать финиш каждого из стартующих и оперативно знать, что произошло в случае отсутствия стартовавшего экипажа на финише, в том числе и методом опроса следующих за ним экипажей, для принятия своевременных и адекватных решений.
Наблюдая за техникой езды всего пелотона, не могу не отметить прогрессирующую из гонки в гонку езду таких экипажей, как Т. Кравченко/Ю. Кузьминов, Н. Чмых/А. Вильчинский, Ю. Кочмар/С. Коваль. Без сомнения, уже в недалеком будущем нас ожидает «перетусовка» головки пелотона. Некоторые экипажи, не относящиеся к новичкам, откровенно расстроили и своей ездой, и тактическим мышлением, но поименно называть не хочу: думаю, что они сами дадут себе правильную оценку по достигнутым, а точнее – не достигнутым результатам. Они, безусловно, способны на большее, чем удалось в этот раз.
В целом херсонский этап дал повод задуматься и сделать правильные выводы как победившим, так и проигравшим в этой гонке. Это же касается и организаторов, которые своими мелкими огрехами, к сожалению, «смазали» весь тот титанический объем работы, который был проделан для подготовки самой трассы ралли. А она, на редкость, заслуживает всяческих похвал».
В этом году ралли «Чумацкий Шлях» стартует как никогда рано, в середине апреля. Столь ранней даты эта гонка еще не знала – в течение предыдущих 16 лет «Шлях» проходил либо в мае-июне, либо в сентябре-октябре. Впрочем, ранняя дата – самое меньшее из новшеств, которые на этот раз собирается предъявить участникам и зрителям Херсонский автоклуб.
Уже довольно давно один из херсонских автоспортивных форумов предлагает спортсменам и болельщикам разнообразную полезную информацию – как непосредственно о соревновании, так и об инфраструктуре Херсона. Едва ли не впервые болельщикам предлагается воспользоваться возможностью добраться до трассы воскресных спецучастков на специальном автобусе. Ну, а сегодняшнее сообщение стало настоящей сенсацией для украинского ралли: организаторы «Чумацкого Шляха» анонсировали прямую видео-трансляцию гонки, которая будет проходить в сети интернет. Как сообщается, онлайн-видео будет транслироваться с церемоний открытия гонки и награждения победителей, а также с субботних спецучастков «Таврический» и «Степь», расположенных непосредственно в Херсоне. Впрочем, организаторы надеются, что технические возможности позволят им вести трансляцию и со знаменитого тягинского карьера – по крайней мере, с некоторых его участков.
Наконец-то опубликован и список предварительных заявок, поданных на херсонскую гонку. На данный момент в нем значится 21 экипаж, причем 8 из них подали заявки как в зачет чемпионата, так и Кубка Украины. Отрадно, что среди них уже сейчас фигурирует немало новых имен – правда, пока только среди вторых пилотов. Как минимум четыре экипажа дебютируют в непривычном составе; естественно, наибольшее внимание среди них обращает на себя недавно созданный одесский экипаж Руслана Топора и Андрея Николаева. Кстати, помимо приглашения опытного штурмана, Руслан решил сменить и технику – теперь в его руках не Opel Kadett, а новенькая Subaru Impreza, подготовленная по требованиям класса N4.
Напомним, что ралли «Чумацкий Шлях», первый этап чемпионата и Кубка Украины 2011 года, стартует 16 апреля. Гонка продлится два дня и будет состоять из 256 километров дистанции, из которых 110 придутся на спецучастки.
Заявочный список первого этапа чемпионата Украины, ралли «Чумацкий Шлях», каждый день радует болельщиков новыми именами: по состоянию на 6 апреля в нем значится уже 54 экипажа. Однако по сей день там нет трех экипажей киевской команды Mentos Ascania Racing. Планируют ли лидеры украинского ралли стартовать в национальном чемпионате или все их мысли сейчас отданы выступлениям в чемпионате мира? Проекту «Ралли в Украине» стало известно, что решение по этому поводу принято буквально на днях – и к радости поклонников команды, оно положительное!
Как сообщили представители команды, все три пилота – Александр Салюк, Валерий Горбань и Алексей Кикирешко – будут стартовать в Херсоне, однако в штурманских креслах, скорее всего, произойдут изменения. Единственный, за кем сохранится его рабочее место – Павел Черепин, штурман Салюка. А вот Горбаню вновь не сможет помочь его бессменный ко-драйвер Евгений Леонов – к сожалению, его процесс реабилитации после травмы пока еще не окончен. Таким образом, место справа от Горбаня на «Чумацком Шляхе» займет Вадим Чернега, обычно исполняющий обязанности штурмана Алексея Кикирешко. А вот в роли штурмана самого Кикирешко, по предварительной информации, может выступить… абсолютный чемпион России по ралли 2007 года Евгений Вертунов, с которым пилота связывают добрые дружеские отношения. Впрочем, стопроцентное подтверждение этой информации последует только тогда, когда на официальных источниках появится заявка команды на херсонское ралли.
Отметим также, что в Херсоне команда будет обслуживать и еще один экипаж, первым пилотом в котором станет известный кольцевик Андрей Лебедь. Как ожидается, киевлянин выступит на арендованном у Mentos Ascania Racing автомобиле Subaru Impreza, а штурманом на этой гонке станет Николай Романов, известный по выступлениям со Степаном Мазуром.
Заявочный список первого этапа чемпионата Украины 2011 года грозит стать рекордным в истории отечественного ралли. И если 63 экипажа, заявленные в личном зачете, абсолютным рекордом не являются (на ялтинских ралли, естественно, собиралось побольше машин), то 9 заявок в командный зачет – безусловно уникальный показатель. Вне всяких сомнений, главной причиной такого роста интереса к командной борьбе является изменение в политике уплаты стартовых взносов – теперь каждая команда платит фиксированную сумму вне зависимости от количества экипажей, входящих в ее состав.
Впрочем, не будем забегать вперед – ведь все девять заявок должны быть приняты официально. На данный же момент мы, благодаря любезности организатора ралли, предлагаем вашему вниманию только составы команд, подавших заявки в срок, отведенный регламентом. Советуем обратить внимание на классы, в которых заявлены перечисленные экипажи – в свете обострившейся командной борьбы это может быть одним из решающих факторов при наборе зачетных очков.
Mentos Ascania Racing Валерий Горбань – Вадим Чернега, класс N4 Александр Салюк –Павел Черепин, класс N4 Алексей Кикирешко – штурман не заявлен, класс N4
Nanoprotec Николай Соболев – Татьяна Кравцова, класс У12 Михаил Анисимов – Екатерина Анисимова, класс У10
Odessa Rally Team Юрий Кочмар – Сергей Коваль, класс N4 Дмитрий Тананевич – Владимир Корся, класс А7
Сімдесят Сім ралі тім Ярослав Кадученко – Дмитрий Пищик, класс У10 Ефим Важеевский – Евгений Кочковой, класс А7
STRally Тарас Кравченко – Александр Горбик, класс N4 Юрий Яковенко – Павел Кононов, класс N4 Михаил Серветник – Сергей Суховский, класс У12
Strimer RT Юрий Касим – штурман не заявлен, класс А7 Лада Соустова – Алина Соустова, класс У9
Ultimate Rally Team Алексей Кобзев – Максим Беликов, класс У10 Александр Кобзев – Павел Симакович, класс У9
ХАДО-Моторспорт Николай Чмых – Александр Вильчинский, класс N4 Антон Кузьменко – Наталья Потапова, класс N4 Станислав Беседин – Александр Донской, класс У10
Черномор ралі тім Иван Луценко – Виктор Дерий, класс У12 Александр Панов – Алексей Еводкимов, класс N2 Андрей Мешковский – Кирилл Кифорук, класс У9
10.04.11 - Mentos Ascania Racing стартует в Херсоне Mentos Ascania Racing стартует на первом этапе Чемпионата Украины по ралли - херсонском ралли "Чумацкий Шлях". Первый национальный старт команды станет событием для поклонников нашего ралли. Команда приняла это решение после длительных обсуждений: с начала 2011 года львиная доля сил Mentos Ascania Racing сосредоточена на программе Чемпионата мира в зачете P-WRC. Однако, национальное ралли находится в сфере важных направлений работы команды, потому киевляне примут участие как минимум в первых двух гонках года - в Херсоне и в Мариуполе. Дальнейшие планы Mentos Ascania Racing будут определены позже. Что же касается "Чумацкого шляха", то команда выйдет на старт с изменениями в составе экипажей. Из-за полученной перед Rally de Portugal травмы Евгений Леонов вынужден пропустить и дебютный национальный этап. Штурманом Валерия Горбаня станет Вадим Чернега, ранее ассистировавший Алексею Кикирешко. А место справа от Кикирешко займет россиянин Евгений Вертунов, который в 2007 году стал абсолютным чемпионом в своем родном чемпионате России по ралли. "Мне будет очень приятно стартовать в Херсоне, - поделился своими мыслями Александр Салюк, который, как и ранее, выйдет на старт "Чумацкого Шляха" вместе с Павлом Черепиным. - Во-первых, мы с радостью выступим перед нашими украинскими болельщиками, которые так поддерживали нас на мировых этапах и болели за нашу команду. Во-вторых, домашние гонки станут для нас боевой тренировкой. И, наконец, в чемпионате появилось много интересных молодых ребят, с которыми будет интересно встретиться на трассе. Да и борьба с Валерием Горбанем обещает быть очень напряженной!" Три заявленных в командный зачет экипажа появятся на гонке в Херсоне на Mitsubishi Lancer, но в знакомых цветах выйдет на старт еще один автомобиль - Subaru Impreza, который поведет дебютант раллийного сезона Андрей Лебедь. Команда Mentos Ascania Racing предоставляет пилоту техническое сопровождение, но стартовать гонщик будет исключительно в личном зачете. Андрей - участник длинных кольцевых гонок VLN на Нюрбургринге, на недавнем этапе он в составе команды Black Falcon (на автомобиле Mercedes-Benz SLS AMG GT3) финишировал на 7-м месте в абсолютном зачете. "Я пока не строю планов на весь чемпионат, - рассказывает Андрей Лебедь . - Готов попробовать свои силы в Херсоне и, вероятно, в Мариуполе. Очень интересует Ялта! О дальнейшем пока не загадываю". Штурманом Лебедя станет Николай Романов. Напомним, что заявочный лист на ралли "Чумацкий Шлях" состоит на сегодня из 63-х экипажей и 9-ти команд: это рекордное число заявок. Гонка пройдет в два дня 16-17 апреля по гравийным трассам недалеко от Херсона, и ее боевая дистанция составит чуть более, чем 110 км. http://www.ascania-racing.com/2_2_01.php Кто хочет, ищет возможности Кто не хочет, ищет причины